4 октября 2023, 11:5624844

104 комментария

Ваша честь, мы хотим выйти из реновации. В Петербурге идет суд по исключению дома из программы

Фото: Бакунович ИринаПоделиться

В Петербурге дом на проспекте Непокоренных пытается выйти из программы «старой» реновации — РЗТ. Смольный и инвестор против такого исхода возражают. За пионерами готовится последовать и Купчино, где застройщик представил план сноса. Жители опасаются, что их попросят выехать за пределы квартала.

В полдень 4 октября в Городском суде начнется предварительное заседание по иску 22-х петербуржцев против правительства города. Истцы хотят исключить свой дом по адресу: проспект Непокоренных, 13, корпус 3, из программы развития застроенных территорий (РЗТ).

Одна из истцов, Ирина Бакунович, рассказала, что их дом — крепкая «сталинка», прошёл капремонт, и жители изначально были против включения дома в программу РЗТ. «У меня буквально тома писем с 2007 года: и президента, и Матвиенко, и Полтавченко, и Беглова, прокуратуры, комитета имущественных отношений, многих организаций города. Куча отписок. По законам РФ граждане никак не могут выйти из программы РЗТ, — добавила она. — Нам говорят: «Если не хотите, вас сносить не будут». Но это же все от лукавого. Мы говорим: «Мы не хотим». А нас все равно пытаются туда прогнуть».

Прежде чем судиться за исключение своего дома из программы реновации, жителям Непокоренных пришлось пройти три инстанции, доказывая, что постановление правительства, на основании которого семь кварталов, включая и тот, в котором расположен дом истцов, является нормативным актом. В апреле 2023 года Городской суд посчитал, что оспариваемый документ — не нормативный акт, и отправил истцов в районный суд. Однако Второй апелляционный суд отменил это решение. Кассационную жалобу подали и правительство, и компания «СПб Реновация» — но безуспешно.

В августе Третий кассационный суд подтвердил решение второй инстанции и признал постановление правительства Санкт-Петербурга № 1372 от 25.11.2009 о развитии застроенных территорий нормативным актом.

Это судебное решение — один из ключевых моментов, и чиновники Смольного вместе с инвестором не просто так возражали в суде. В случае если бы документ признали ненормативным актом, на его оспаривание отводилось бы 3 месяца с момента принятия. То есть оспорить его через суд было бы уже невозможно, поясняет Ирина.

«Нас бы отправили в Смольнинский суд, суд бы сказал: «Срок рассмотрения — 3 месяца, спасибо за участие, все свободны. Вы пропустили срок», — пояснила собеседница. — Мы спасли своим судом шесть кварталов города [не считая своего]». Теперь же дело вернулось обратно в Городской суд для рассмотрения по существу.

ФОТО

Фото: Бакунович ИринаПоделиться

Справка:

Закон об РЗТ был принят в Петербурге в 2008 году. В программе сноса хрущевок сейчас числятся 22 территории.

Как рассказали «Фонтанке» в городском комитете по строительству, в рамках реализации адресной программы «Развитие застроенных территорий в Санкт-Петербурге» расселено 94 многоквартирных дома. Расселенные дома снесены инвестором — ООО «СПб Реновация», 8 домов находятся на стадии расселения.

По состоянию на сентябрь 2023 года инвестор ввел в эксплуатацию 54 многоквартирных дома общей жилой площадью 796,3 тыс. кв. м. Сейчас у инвестора на руках 23 разрешения на строительство многоквартирных домов со сроком действия 2023–2026 годы общей площадью 291,5 тыс. кв. м.

Общий планируемый объем жилищного строительства в рамках реализации адресной программы ограничивается 8 млн кв. м, конкретные параметры реализации проектов жилищного строительства в границах подлежащих развитию территорий устанавливаются с учетом требований документации по планировке каждой отдельной территории.

«Самое смешное то, что в прошлом году в нашем доме всю сантехнику новую сделали. Закончили ремонт в сентябре прошлого года, а в апреле «СПб Реновация» уже собрание проводит по сносу дома и расселению жильцов. Я написала письмо в Следственный комитет Бастрыкину Александру Ивановичу. Они сейчас тоже занимаются рассмотрением нашего дела. На ремонт Фонд капитального ремонта потратил 16,3 млн рублей на замену сетей: холодного и горячего водоснабжения, отопления и канализации. Только отремонтировали — и сразу под снос? Я считаю, это уголовное дело!» — уверена петербурженка.

Другой истец, Роман Стояновский, рассказал, что кроме этого, запланирован еще и ремонт фасада дома, решение о списании взносов жильцов уже принято.

«[В Смольном] отвечали отписки, что да, сносить не имеем права, но не предусмотрен механизм выноса», — пояснил он. Со ссылкой на информацию от соседей Роман рассказал, что недавно по квартирам ходили некие люди и предлагали «смешные» деньги за выкуп квартир. Суммы, по его словам, не соответствовали стоимости квартиры.

В отличие от РЗТ, в программе комплексного развития территорий (КРТ) общее собрание вправе принять решение об исключении дома из программы. Более того, когда эта программа появляется, по идее требуется разрешение собрания жильцов на включение дома в эту программу, хотя если разрешения нет, дом считается включенным, рассказал «Фонтанке» адвокат Алексей Царев, который представляет интересы истцов в суде. В РЗТ проведение собраний не было предусмотрено в принципе. Это в том числе подтверждается и ответами строительного блока Смольного на запросы депутата Заксобрания Бориса Вишневского (документы есть в распоряжении редакции).

«С другой стороны, в РЗТ формально продолжает существовать так называемая проблема последнего жильца. То есть там на сегодняшний день не предусмотрен принудительный механизм выкупа квартир. В новой программе есть принудительный выкуп квартир через суд. Здесь речь идет о соглашении сторон. То есть если человек отказывается продать, то инвестор ничего сделать не может, — пояснил Царев. — Но, во-первых, законы меняются достаточно быстро, и в любой момент этот недостаток может быть исправлен. Во-вторых, даже сегодня существует формальная возможность принять такой порядок постановлением правительства Санкт-Петербурга. Правительство в любой момент вправе принять решение, чтобы выкуп шел принудительно. Правда, тогда должны вроде как вернуть и общие собрания. Но их можно провести только до утверждения проекта межевания, а эти проекты по всем РЗТ были в 2011 году приняты. То есть если даже собрания формально были возвращены, проводить их поздно».

«Кто знает, что будет завтра, но жильцы полагают, что уже сегодня включение их дома в список планируемых к сносу нарушает их права и обязанности, поэтому оспаривает постановление в части, относящейся к конкретно их дому», — сказал собеседник.

Адвокат добавил, что истцы находятся в позиции, когда у другой стороны нет аргументов за включение этого дома в программу, потому что он не подпадает ни под один из критериев. Он не является аварийным, это не серийное строительство (то есть не пресловутые хрущевки), это не дом с повышенной степенью износа и не малоэтажная застройка до 3-х этажей — в здании четыре этажа. «Видимо, его ошибочно включили в программу, а потом, когда спохватились, уже начали выдумывать», — предположил представитель истцов.

Последние полгода на запросы жильцов от исполнительной власти города начали приходить другие объяснения. «Дескать, этот район переведен по зонированию по градостроительному регламенту в район среднеэтажной застройки, а дом относится к малоэтажной застройке (с точки зрения градрегламента дом относится к малоэтажной застройке), а малоэтажным домам здесь не место. На самом деле это обман, потому что в зоне среднеэтажной застройки можно возводить многоквартирные жилые дома, при этом лимит определен только в верхнюю сторону, вниз — нет. То есть даже одноэтажный многоквартирный дом будет соответствовать разрешенному виду использования», — подчеркнул Алексей Царев.

Адвокат добавил, что на первом, предварительном заседании не будет вынесено решение по существу. «Нам представят возражения, в которых будет как раз представлено насчет малоэтажной застройки», — уточнил он.

Купчино

По пути дома на Непокоренных подумывают пойти и жители Купчино, а конкретно — квартал 18 восточнее Витебской железной дороги (18ВВЖД). Он ограничен улицами Белы Куна, Софийской, Пражской и улицей Турку.

Волнение в квартале началось после того, как глава муниципального образования № 72 Павел Швец опубликовал https://t.me/pavelshvets72/1952 проект плана реновации квартала.

«Он (план реновации. — Прим. ред.), естественно, возмутил жителей, потому что нарушает основной принцип закона о реновации — что жители остаются жить в новых квартирах, в квартале реновации, это статья № 4, — рассказал депутат. — Я считаю, что это незаконно, а застройщик пользуется исключением в этой статье, что с согласия жителей могут быть предложены квартиры в других районах. Но это исключение, а не правило. То есть когда жителям говорили о том, что будет происходить с их кварталом, им говорили, что будет последовательное строительство на стартовом пятне нового дома, переселение сюда жильцов первых хрущёвок и так далее. То есть такое веерное переселение».

Депутат предположил, что застройщик, чтобы уложиться в сроки действия программы (до 2029 года), предложил другую схему. «Я думаю, что если они (власти города. — Прим. ред.) решатся согласовать эту схему, жители не согласятся. Они не смогут никаких аргументов, никаких предложений сделать жильцам, чтобы убедить их куда-то за пределы района уехать. Слишком хорош стал Фрунзенский район, чтобы куда-то из него уезжать», — уверен Швец.

В пресс-службе «СПб Реновации» редакции сообщили, что в квартале 18ВВЖД расположено 78 жилых домов, 27 из которых подлежат расселению и сносу в рамках программы реновации.

«Переселение граждан из освобождаемых квартир будет осуществляться в благоустроенные многоэтажные дома, расположенные в границах этой же территории. Переезд жителей в другие районы города станет возможным только с их письменного согласия. Новые комфортные жилые дома будут отвечать всем действующим санитарным и техническим нормам. В настоящий момент по данному кварталу ведётся согласование плана реализации мероприятий», — пояснили в компании.

Инвестор подчеркнул, что в соответствии с законом № 238–29 от 06.05.2008 и постановлением правительства № 1372 от 25.11.2009, расселение жителей происходит при условии их согласия. «То есть сначала мы ведем переговоры с собственниками, предлагая варианты улучшения жилищных условий, и только после этого происходит расселение и снос ветхого дома. Демонтаж домов будет осуществляться только после расселения жителей в новое жилье», — добавили в «СПб Реновации».

В комитете по строительству уточнили, что сейчас инвестор дорабатывает представленный план реализации мероприятий (ПРМ) с учетом замечаний профильных органов власти. «Сведения об утверждении актуализированного плана реализации мероприятий будут размещены на официальном сайте администрации Фрунзенского района Санкт-Петербурга», — добавили в комитете. Там же добавили, что возможность принудительного переселения граждан, проживающих в границах подлежащей развитию территории, за её пределы исключена.

По словам Швеца, жители квартала обратились к инвестору с просьбой о встрече. «Фонтанке» в компании сообщили, что встреча состоится, однако ее дата пока неизвестна. Депутат также обратил внимание, что по представленному плану в квартале планировалось построить 500 тыс. кв. м жилья, правда, тогда встанет вопрос об обеспечении этих метров социальной инфраструктурой. «На словах застройщик намеревался снизить объём застройки до 328 тыс. кв. м, но письменно о своих намерениях пока не заявил», — добавил Швец.

В комитете по строительству пояснили, что планируется проектирование и строительство за счет средств инвестора детского сада на 220 мест на первом этапе и школы на 1100 мест на втором этапе.

«Необходимо отметить, что выдача разрешений на строительство в Санкт-Петербурге осуществляется исключительно с учетом соблюдения требований обеспечения перспективного жилищного строительства объектами обслуживания жилой застройки (поликлиники, детские сады, школы)», — подчеркнули в комитете.

По словам Алексея Царева, жители хрущевок, которые также хотят выйти из программы, вряд ли смогут воспользоваться путем, которым идет дом на Непокоренных. «В случае с хрущевкой требования закона об адресной программе, постановление принято в соответствии с законом об адресной программе. Там возможности судебного оспаривания по нашему пути нет», — сказал адвокат.

Собеседник полагает, что жителям таких домов надо активно проводить собрания, пусть даже они не будут иметь юридических последствий. «Это будет демонстрация будущих сложностей с жильцами. Понимаете, инвестор — существо пугливое. Если он видит, что ему понадобятся дополнительные расходы, он просто не начнет», — пояснил собеседник.

Ирина Корбат, «Фонтанка.ру»

Фото: Бакунович ИринаФото: Бакунович Ирина