13 декабря 2022, 10:2234
обсудить
Вызовы и решения
Многое зависит от класса проекта и доли стоимости стройматериалов и оборудования в общей статье затрат на все строительно-монтажные работы, отметил Павел Гаврилов, вице-президент блока создания проектов GloraX.
— Если говорить о бизнес-классе, то здесь наиболее болезненные точки — это отделочные материалы, облицовка для фасадов, — уточнил он. — Например, в наших объектах мы можем заменить или оптимизировать внутренние инженерные системы. Но заявленный класс жилья зачастую требует использования определенных брендов — и мы прикладываем все усилия, чтобы сохранить утвержденный перечень качественных характеристик проектов. Кроме того, в отдаленной перспективе нас ожидает неочевидная на сегодняшний день проблема со строительной техникой, которая требует обслуживания. Строительство набирает обороты, а складские запасы запчастей ограничены. Вопрос амортизации и эксплуатации создает новые риски.
Никита Иванов, коммерческий директор Объединения «Строительный трест», отметил: материалам европейских производителей, которые, в основном, применялись в бизнес-классе, найти замену будет сложно.
— По больше части поставщики уже перестроили логистику, и многое мы можем привезти, но с большими сроками и деньгами, — продолжил он. — Основные сложности — это инженерное оборудование: например, котлы, которые производят у нас только частично. Выполнение заказов по ним стало дольше — может затянуться до полугода, что корректирует планирование. Также в будущем проблемой, вероятно, станут ремонт техники и производственный клининг. При этом в эконом- и комфорт-классе проблем уже особо нет. Все материалы российского производства.
Александр Дядин, генеральный директор генеральный директор компании «РОСТерм», обрисовал ситуацию со стороны компании-поставщика и производителя материалов для внутренней инженерии.
— Как производитель мы стараемся наращивать производство в дефицитных сферах, — пояснил он. — Касаемо внутренней инженерии уже сейчас проблема так остро не стоит, так как появились новые логистические цепочки, производители нарастили поставки — в том числе и мы. Но еще летом появились проблемы в части балансировочного оборудования, поскольку ушел лидер рынка — компания Danfoss. В итоге остались объекты, где системы отопления наполовину реализованы на одном оборудования, а для второй у РОСТерма уже была альтернатива, которую он оперативно внедрил среди застройщиков без срыва сроков реализации проектов. Также был дефицит аксиальных систем PE-X в связи с уходом Rehau, Uponor — по нашим оценкам, эти компании закрывали порядка 30% рынка и в основной массе применялись в проектах бизнес-класса. Сейчас мы нарастили производство аксиальной системы PЕ-Ха, увеличив объем втрое, и уже сейчас полностью замещаем европейские трубы Rehau и Uponor — в том чиcле в проектах бизнес класса и выше с сохранением высокого качества продукта и более расширенной гарантией, чем у аналогов. По мере развития ситуации мы поменяли стратегию и приобрели еще четыре производственные линии, две из которых запустим в декабре 2022. Это позволит застройщикам и нашим партнерам исключить риски зависимости от сроков поставки труб PE-X, в том числе из Китая, минимизировать ценовые риски из-за логистических цепочек и сроков поставок. Мы уверены, что использование труб отечественного производства делает нашу строительную отрасль сильной и не зависимой от Китая и других иностранных производителей.
— С марта мы смогли заместить большую часть ушедших и уходящих брендов на аналоги из дружественных стран и от российских производителей, — рассказал Георгий Криницын, директор департамента закупок ГК «А 101». — Для этого создали внутреннее подразделение мониторинга выпадающих позиций, которые критически важны для реализации проектов. Кроме того, команда наших специалистов провела системную работу в Турции: анализировала нужные нам производства, оценивала их мощности и качество продукции, вела переговоры с контрагентами. В результате мы заключили ряд контрактов на поставку материалов и оборудования. Ряд ключевых позиций удалось заменить на качественные китайские аналоги. Это, в частности, газораспределительные щиты, PЕ-Х, горелки и оконная фурнитура. Важно подчеркнуть, что наша работа по импортозамещению носит долгосрочный и системный характер. Несмотря на заявления ряда западноевропейских брендов о том, что они намерены возобновить поставки в Россию, мы прорабатываем варианты замещения их отечественной продукцией, а также товарами из дружественных стран.
— За последнее время дефицит у строителей возник в таких сферах, как слаботочные системы и автоматика — в том, что базируется на импортном производстве и технологиях, — говорит генеральный директор СРО А «Объединение строителей СПб» Алексей Белоусов. — Возникли проблемы с лифтовым оборудованием и его комплектующими. В то же время поставщики довольно быстро адаптировались и наладили новые схемы, поэтому тотального дефицита стройки сегодня не испытывают. Да, заменив брендовые механизмы и элементы на продукцию китайского производителя, мы потеряли в качестве, зато выиграли в цене.
Заместить замещаемое
Импортозамещение сегодня развивается по нескольким важнейшим направлениям. Как отметил Алексей Белоусов, в первую очередь это замена поставщиков товаров и услуг из недружественных стран на другие — из стран дружественных. Кроме того, это так называемый параллельный импорт, когда те же самые производители завозят продукцию по схемам, исключающим прямые поставки. И, наконец, это налаживание собственного производство материалов, механизмов и оборудования, которые мы раньше приобретали за пределами страны.
— Последний — наиболее трудоемкий, сложный и затратный путь как по временным параметрам, так и по финансовым, — добавил он. — Организация собственного производства — процесс, на который уходят годы работы, и ожидать, что проблема будет решена за короткий период и мы вскоре увидим какие-то значимые результаты, не приходится. Вот почему главными направлениями импортозамещения сегодня считаю поиск новых поставщиков либо производителей, а также организацию параллельного импорта.
— Большая часть оборудования перешла на китайское сырье, — добавил Никита Иванов, — отделочные материалы в большей степени уже были российские.
— Производителей материалов и оборудования, с которым ежедневно контактируют жители — это, например лифты, — мы не будем заменять на аналоги из Китая и Турции, — отметил Павел Гаврилов. — Мы ищем разные способы привезти и поставить те позиции, которые обещали клиентам. Ежеквартально обновляем вендор-лист оборудования, которое требуется заменить. Действуем гибко — например, не переходим сразу на материалы и оборудование из Китая, а выбираем лучшие варианты с точки зрения поставок, сроков, качества и цены. Не исключаю, что вскоре мы можем столкнуться еще с одной проблемой, которая связана с эксплуатацией оборудования, — непонятно где искать для него запчасти, так как с логистикой сейчас наблюдаются серьезные проблемы.
— Мы производим полипропиленовые трубы и PЕ-X для отопления и горизонтальной разводки тоже, — продолжил Александр Дядин. — В части полипропилена мы вообще не зависим от импортного сырья, а вот что касается труб PЕ-X — российские производители пока не могут дать сырье для них. В этому году работали на сырье европейских поставщиков, которые не остановили отгрузки, и у нас есть еще большие запасы. При этом уже сейчас мы диверсифицируем сырьевые риски, начав работу с производителями сырья из дружественных стран.
Относительно замены PЕ-Х у ГК «А101» был опыт поставки такой трубы из России. Но, как уточнил Георгий Криницын, следует учитывать, что и отечественный PЕ-X в значительной степени выпускается из европейского или китайского сырья, которое у нас пока не производят. Аналогично обстоит ситуация с красками, которые на 60–70% зависят от поставки пигментов из-за рубежа. Поэтому даже при локализации конечного производства полностью избежать зависимости от импорта в ближайшем будущем будет сложно.
Ценовые качели
Основная паника пришлась на конец февраля — начало марта, когда все побежали закупаться про запас. Это привело к неконтролируемому росту цен.
— В конце февраля многие компании стали приобретать оборудование и материалы наперёд, чтобы на 100% понимать, что смогут достроить проекты. Сейчас время прошло, и благодаря тендерам, которые мы проводили между производителями, цена постепенно падает, рынок стабилизируется. На данный момент сильного роста нет, — отметил Никита Иванов.
— С марта по июль мы наблюдали колоссальный, даже порой взрывной рост цен, который связываем со спекулятивными ожиданиями, колебаниями курса доллара и нестабильными поставками, — продолжил Павел Гаврилов. — Например, импортные электромагнитные установки подорожали в моменте на 68%, а российские подтянулись за ними с удорожанием на 20%. Импортное слаботочное оборудование прибавило в цене 20–40%, отечественное подорожало на 20%. Импортные насосы и запорная арматура подорожали на 30%, а российские — более чем на 20%. Спекулятивные ожидания подтолкнули поставщиков взвинтить цены даже в отношении тех товаров и оборудования, которые есть на российском рынке: например, это касается сферы благоустройства. Импорт вырос на 20–30%, отечественная продукция — на 15–20%. Сейчас некоторые цены отыграли обратно, но все же не вернулись на прежний уровень.
Георгий Криницын связал рост цен на инженерию и материалы не только со спекулятивной составляющей, но и с дефицитом оборудования на управляющих платах и слаботочных систем, на которые влияет недостаток полупроводников. На них поднимают цены в Европе и Китае, а март-апрель этого года и вовсе ознаменовались ажиотажем на эту продукцию. С июня началась коррекция, но общая ситуация на рынке в сфере полупроводников пока не выровнялась.
— Этот фактор стал наиболее ощутимым в вопросе повышения стоимости любых механизмов (например, счетчики и лифты), требующих плат управления. Цена на них уже выросла в 2–3 раза, — уточнил он.
Увеличились и затраты на логистику. Фура из Турции теперь обходится в два раза дороже, чем год назад. Поставки из Китая также подорожали: перевозки по морю осложнились, и большая часть поставок пошла по железной дороге, пропускная способность которой ограничена. Эти факторы не могли не отразиться на средней стоимости в этой области.
— В результате в сентябре 2022 года мы зафиксировали рост цен в секторе инженерии на 15% по отношению к декабрю 2021 года. Но в течение года были моменты, когда цены показывали рост на 30–35% к аналогичному периоду прошлого, — отметил Георгий Криницын. — В этих условиях ГК «А101» выстраивает долгосрочные отношения с поставщиками, закупая позиции более крупными партиями. Это позволяет добиться существенных скидок и создавать значительные запасы, иногда на весь год, что очень важно в условиях ценовой волатильности. Также такой подход позволяет «закрыть» сложные позиции, аналогов которых пока нет ни в России, ни в дружественных странах. Например, производство автоматических балансировочных клапанов осталось в Германии. Мы вышли из ситуации, заказав сразу годовой запас немецкого оборудования. Его хватит, чтобы обеспечить контракты на 2023 год.
Впрочем, Криницын отмечает: в этом году наблюдались и позитивные факторы — в общей структуре затрат подорожание инженерии было сбалансировано серьезным снижением цен на общестроительные материалы отечественного производства в связи с закрытием экспортных возможностей. Подешевел, например, газосиликат. В итоге, базовая общая себестоимость по сравнению с прошлым годом выровнялась, отметил эксперт.
— Не секрет, что производители сильно зависят от стоимости сырья, а в производстве труб сырьевая составляющая доходит до 70–80%, — отметил Александр Дядин. — Если говорить о долгосрочных контрактах, стартовавших еще в прошлом году, несмотря на то, что по полипропиленовым трубам в моменте и был рост стоимости сырья, нам удалось сохранить цены на весь год неизменными. Это мы сделали для тех застройщиков, кто занимает гибкую позицию и смог проанонсировать нам разовую закупку сырья. В результате нашей экспертизы в этом вопросе многие партнеры не потеряли деньги. По PE-Xа ситуация была хуже: в марте складской запас был на нуле, а курс вырос до 100–110 рублей за евро, и надо было решить — оставаться без сырья и ждать отскока курса или брать у европейских поставщиков по невыгодному, да еще и с работой по предоплате. И мы все же решили закупить в марте 13 фур сырья для PE-Xа. Сейчас из-за проблем с логистикой его напрямую не привезти, и мы разрабатываем новые логистические каналы, что тоже сказывается на стоимости.
Параллельный импорт
Выработать четкий план действий застройщикам мешает нестабильность общей ситуации. По словам Никиты Иванова, последняя ежедневно меняется, вводятся новые санкции, фура с материалами и оборудованием может выехать, но ее остановят на границе, и т.д. Вопрос стабильного параллельного импорта очень сложный.
— Конечно, многие заводы продолжают с нами работать в плане отделочных материалов, — продолжил он. — Но такого качества материалов у нас в России пока не найти, особенно это актуально для жилья бизнес-класса. Стоит отметить, что поставщики прорабатывают логистику, ищут пути решения, причем так происходит во всех отраслях.
Георгий Криницын согласился, что для отдельных категорий жилья требуется определенное оборудование, которое невозможно заместить товарами из других стран без потери качества.
— Из-за угрозы вторичных санкций параллельный импорт — рискованное занятие для всей цепочки поставщиков, — уточнил он. — Кроме того, завезенные таким образом товары как правило значительно, в среднем на 30–50%, дороже в пересчете на доллары. Поэтому мы не полагаемся на него системно, но при необходимости прорабатываем и такие варианты.
— Конечно, нам важно сохранить за собой те или иные материалы или оборудование, но мы не планируем поставить на системные рельсы параллельный импорт. Всегда есть запасные варианты, чтобы избежать дополнительных рисков и проблем, — отметил Павел Гаврилов.
— Мы как производители не поддерживаем параллельный импорт — наоборот, предлагаем альтернативу ушедшим брендам, — добавил Александр Дядин. — Я не вижу, чтобы кто-то ввозил таким способом Danfoss или Rehau, разве что совсем точечно. Но мы точно можем утверждать, что качество производимых РOCTермом труб PE-Xa и PP-R соответствует всем стандартам, в том числе европейским. И с гордостью наблюдаем применение наших труб в домах бизнес-класса и выше. Мы, например, уже сейчас предоставляем больше срок гарантии, чем ранее аналоги из недружественных стран. Тем самым, дополнительно подтверждаем уверенность в качестве производимого продукта.
Найти айти
В производстве материалов на отечественном софте сейчас нет необходимости, отмечают эксперты, потому что попросту нет отечественного оборудования.
— Все 23 единицы оборудования у нас на заводе — это Италия, Германия и Китай, нет даже предпосылок для использования российского, а следовательно, и нашего ПО, — говорит Александр Дядин. — А к отечественным станкам мы придем еще явно не скоро. В части стройки и у нас есть опыт предоставления ПО для расчета гидравлических потерь в системах отопления здания — тут есть российские аналоги: например, программа «Поток», о которой все уже изрядно подзабыли. Пользоваться серым софтом для проектирования мы не можем себе позволить, так что пользуемся только просмотром чертежей, а в рамках BIM-моделирования ищем замену.
— Мы сталкиваемся с тем, что программы для проектировщиков вроде BIM-360 и Revit находятся в серой зоне либо на ее границе, — отметил Павел Гаврилов. — Уже нашли альтернативные варианты и реализуем замещение. Так, в части эксплуатации и технического надзора тестируется приемка закрывающих документов на российской платформе. Думаю, это просто вопрос привычки и времени.
— Работу основного бэк-офиса больше всего затронул уход Teams, — говорит Георгий Криницын, — мы перепробовали несколько приложений для конференций внутри компаний, но сопоставимое качество не нашли.
Реинкарнация брендов
Некоторые марки так и не ушли из страны до конца, а, так сказать, «реинкарнировались». Например, производитель лифтов Otis занимается ребрендингом, чтобы работать в России. Но для потребителя это будет уже другой бренд — и отношение к нему может измениться, добавил Никита Иванов.
— В нашем вендор-листе не менее семи таких «реинкарнаций» известных западных компаний, — добавил Георгий Криницын. — Они не снизили контроль качества и следят за тем, чтобы характеристики продукции не менялись. Но и у них есть определенные сложности. Например, лебедки для российского производства лифтов под брендом Otis раньше поставлялись из Испании. Теперь они вынуждены закупаться в Китае.
Производители штукатурок и смесей тоже меняли поставщиков. Пока изменений в качестве не видно, но важно отследить, как эти краски покажут себя в эксплуатации. При этом на российском рынке продолжает работу ряд европейских брендов — например, Haisen.
Павел Гаврилов отметил, что главное при выборе подобной замены — чтобы качество было именно таким, к которому привык потребитель и застройщик, поэтому если характеристики соответствуют, то ограничений нет.
Будущее на фоне неопределенности
В дальнейшем на рынке все будет зависеть от политической ситуации, считает Никита Иванов. Да, государство поддерживает производителей отечественных материалов, им сократили сроки сертификации и вывода на рынок, создали Реестр материалов замены, где можно посмотреть аналоги европейских и американских брендов.
В ближайшем будущем строителям грозит дефицит дорожно-строительной техники и комплектующих для ее ремонта, считает Алексей Белоусов. Это случится не сразу, так как работа спецтехники рассчитана на годы эксплуатации, но рано или поздно все же произойдет: застройщикам потребуется обновление парка. Тогда мы увидим уход с рынка европейских брендов и замену их на машины индийского, китайского, возможно иранского производства.
— Для полноценного развития импортозамещения самое важное — не попадать в зависимость даже от дружественных стран, — говорит Георгий Криницын. — В период пандемии коронавируса мы уже оказывались в сложной ситуации при возникновении проблем с поставками из того же Китая. Так что стоит говорить не о еврозамещении, а о полном импортозамещении. Начать логично было бы с набора группы специалистов, анализирующих потребности рынка, в том числе в плане научного потенциала и технологий, и создающих программу под удовлетворение этих потребностей со стороны российского производства. Причем происходить это должно с госучастием, так как самостоятельно бизнесу такое не осилить.
По словам эксперта, помощь государства нужна и в сфере логистики: из-за перестройки цепочек поставок срок доставки товаров из Азии вырос на 1–2 месяца. Это направление нуждается в расширении пропускной способности.
— Поддержка государства должна быть активной в области сертификации оборудования, запуска новых производств, — говорит Павел Гаврилов, — застройщикам также нужно научиться работать с оптимизацией затрат. Например, мы провели анализ и видим места, где надо вырасти с точки зрения качества, цены, поставок. Они плюс-минус у всех застройщиков совпадают. В целом, всем есть куда расти и где искать экономическую обоснованность.
— Много сделано для еврозамещения, но мало делается для импортозамещения целиком, — подытожил Александр Дядин. — Мы много говорим, но мало делаем. Со стороны государства чувствуем поддержку в том, что предоставляется приоритет отечественным поставщикам при строительстве бюджетных учреждений. Например, мы уже укомплектовали 15 школ и 10 детских садов, многие застройщики начинают обращать внимание на нас. Но в тендерах, где мы участвовали, я не видел пункта о преимуществе отечественного производителя при прочих равных. Мы всегда сталкиваемся с тем, что приходится бороться с китайскими производителями, причем исключительно ценой. Мы инвестируем в оборудование, в лабораторию для серьезного контроля качества, в строительство инфраструктуры и заводов, а значит — строительную отрасль. В конце концов, мы работаем, чтобы «быть производственником в России» звучало гордо! Надеемся, что застройщики будут обращать внимание на качество и настоящее импортозамещение. В этом случае, как было в феврале, мы будем сильной опорой и всегда подставим плечо строительной отрасли, чтобы не оставить ее без труб. Нам нужно верить в российских производителей, поддерживать их даже при небольшой разнице в цене не в их пользу. Потому что это рабочие места, налоги и счастливое будущее.
Анна Романова, «Фонтанка.ру»