Александр Терентьев, руководитель отдела продаж Vertical Digital VillageФото: Becar Asset Management Поделиться
Есть и другие факторы: экономия на аренде, эра удаленки и стремление привлечь институциональных инвесторов. О том, как этот тренд развивается в мире и когда он придет в Россию, рассказал Александр Терентьев, руководитель отдела продаж Vertical Digital Village.
Мировой рынок коливингов чувствует себя хорошо: число проектов растет, ребят, которые хотят жить и работать в одном месте и быть частью комьюнити, тоже становится больше, инвесторы переориентируются на более доходные форматы и начинают трансформировать классические объекты.
В июне совместное предприятие PGIM Real Estate (занимается управлением активами) и Weave (оператор коливингов) купило отель Rosedale в Коулуне на 435 номеров. Цель — превратить объект в коливинг. Кроме того, за последние три года компания по управлению недвижимостью в Сингапуре LHN Group потратила более 65 млн долларов на приобретение объектов для создания коливингов под собственным брендом Coliwoo. Два последних проекта компания также преобразовала в места для совместного проживания.
По оценкам Ноэля Нео, главы сингапурского подразделения JLL Hotels & Hospitality Group, растущая популярность коливингов обусловлена сочетанием двух факторов:
«Одна из причин — резкий рост арендной платы за жилье по всему региону за последние несколько лет, — подчеркивает эксперт. — В случае с Гонконгом еще одним фактором является снижение доходов у неэффективных отелей, которые сначала сильно пострадали от социальных волнений, а затем и от пандемии».
Использование небольшой площади позволяет существенно сэкономить на аренде. К тому же, растущая популярность удаленной работы спровоцировала увеличение числа новых клиентов. Проводить общие конференции в одном помещении стало невозможно из-за ограничений. В итоге все переместились в онлайн-мир. Вместе с тем, появились и новые потребности: быстрый интернет, комфортное рабочее место, наличие всех необходимых инструментов под рукой.
На помощь пришли коливинги, в которых можно не тратить время на поиск подходящего места, а просто спуститься из номера в общественное пространство, созданное для работы, и приступить к выполнению задач — быстро и эффективно. После пандемии тренд сохранился, поскольку многие компании — особенно в сфере IT — оставили сотрудников на удаленке.
Требования к коливингам стали расти, и на первый план вышли сервис и персонализация. Спрос на коливинги с профессиональным управлением и гарантией качества увеличился. А традиционные модели проживания современное поколение признало неэффективными. Китайские инвесторы быстро обратили на это внимание и начали искать возможности в новом популярном сегменте.
«Мы ожидаем, что этот спрос вызовет более широкий толчок со стороны институциональных инвесторов к преобразованию гостиничной недвижимости в коливинги», — подчеркнул Ноэль Нео.
В России этот тренд тоже будет набирать обороты. Пока рынок находится на низком старте — большинство потенциальных арендаторов все еще не понимают разницы между жизнью в сервисных апартаментах и коливингах. Кроме того, существует большая пропасть по качеству жизни в «коливинге» на 10–15 номеров и коливинге на 400–600 номеров с профессиональной управляющей компанией. Однако мы стараемся стимулировать развитие рынка современного жилья в России и на примере работы наших объектов Vertical доносить эти ценности.
Компания Бекар
We&I by Vertical — застройщик ООО «ИНТЕРРОСТ», проектная декларация на сайте наш.дом.рф
ООО «Бекар. Коммерческая Недвижимость»
Александр Терентьев, руководитель отдела продаж Vertical Digital VillageФото: Becar Asset Management
Реклама