Школа в ЖК «Янила»Фото: предоставлено пресс-службой ГК «Ленстройтрест» Поделиться
— Обе наши школы, на 550 и 650 мест, построены с учётом всех современных требований, — добавила Александра Кваснюк. — Каждая из них имеет свою специализацию: школа с экологическим уклоном на 550 мест и технологическим уклоном на 640 мест. В них есть оборудованные современным звуковым и видеооборудованием актовые залы, просторные библиотеки, компьютерные классы, специализированные классы со всем необходимым оборудованием. Мы выполнили все необходимые работы по благоустройству территории вокруг школ, включая спортивную инфраструктуру. Также мы на постоянной основе дофинансируем школы. На первом этапе мы закупали оборудование для классов и помогали с дизайном некоторых помещений и входных групп в рамках требований министерства образования, администрации Ленобласти и просьб муниципалитета. Но при этом наше сотрудничество с руководителями этих учебных заведений не заканчивается — мы откликаемся на разнообразные просьбы и потребности школ и готовы это делать в дальнейшем.
— «Группа ЛСР» как ответственный застройщик всегда комплексно подходит к реализации своих проектов, в том числе с точки зрения обеспечения социальной инфраструктурой, — продолжил Сергей Румянцев. — При выборе квартиры потенциальных покупателей вряд ли заинтересуют «голые» квадратные метры, особенно тех, кто уже обзавелся семьей. Поэтому мы планируем строительство таким образом, чтобы новоселы сразу после получения ключей имели возможность отдать своих детей в детский сад или школу на территории комплекса. Как показывают внутренние исследования компании, при выборе будущей квартиры этот фактор играет немаловажную роль.
Как пояснил эксперт, современные социальные учреждения должны быть в обязательном порядке оборудованы бассейнами и приспособлены для маломобильных детей, иметь пространства для отдыха как внутри здания, так и на прилегающей территории. Большую роль в современном мире играет безопасность: системы контроля доступа, видеонаблюдение, пожарная и охранная сигнализации. Свои социальные объекты «Группа ЛСР» строит с учетом всех вышеперечисленных пунктов.
Что считать красивым
Если говорить о школах, то под «современной архитектурой школ» понимается не причудливый фасад, а сложная структура взаимодействия учебного процесса, активностей и полюсов развития детей со структурой самого здания, считает Константин Лазаренко. По его словам, школы сейчас, как и в СССР, по-прежнему являются самыми крупными общественными объектами в микрорайоне, это своеобразный композиционный центр, объединяющий вокруг себя остальные здания. В последние годы получили распространение новые типы зданий, объединяющих школу с садиком, центром досуга, клубными и другими помещениями. А поскольку школьное образование становится более разнонаправленным, что отражается и на внешнем виде и внутреннем устройстве школ.
— Сейчас профильные проектные институты работают над созданием школы нового типа, которая бы своей планировочной, архитектурной концепцией, техническим оснащением отвечала бы целому ряду новых функциональных требований к образовательному процессу, но при этом была бы универсальной для всей страны, чтобы максимально удешевить затраты на строительство за счет унифицированных элементов — модулей, — пояснил Лазаренко . Типовая школа, построенная по принципам модульного проектирования, будет вовсе не безликой серой коробкой. Проект в каждом конкретном случае будет индивидуальным как по визуальному восприятию, так и по компоновке модулей, функциональному назначению, масштабу.
Что касается детских садов, то их современные проекты отличаются от проектов прошлых лет многообразием планировок, усложненной конфигурацией планов, наличием таких элементов, как эркеры, атриумы, двухсветные и трехсветные рекреационные пространства с обходными галереями и т. д.
— Гибкость планировочных решений при оформлении внутреннего пространства, по мнению ученых, способствует их интеллектуальному и эмоциональному развитию, — добавил эксперт. — Поэтому одним из самых важных качеств архитектуры для детей сегодня является ее адаптивность и возможность трансформации пространства в течение жизненного цикла здания детского учреждения.
— Действительно, мир настолько быстро меняется, что система образования не всегда оперативно может среагировать на те или иные тренды, — говорит Дмитрий Калинин . — Для нашей компании важно, чтобы построенные школы находились не просто в шаговой доступности и соответствовали стандартам, но и могли предложить уникальную образовательную программу, и вопрос — везти ли ребенка в школу в центр города — отпал сам собой. В школах наших комплексов мы стремимся создавать центры дополнительного образования. Например, в «Северной долине» работают театральная студия, спортивные и танцевальные секции, есть соляная пещера. В «Юнтолово» при нашей поддержке был открыт центр обучения цифровым дисциплинам «Техноспейс» для изучения прогрессивных инженерных профессий — робототехники, интернета вещей и других.
Вторая часть работы в этом направлении — взаимодействие с вузами. К примеру, в 2021 году «Главстрой Санкт-Петербург» совместно с СПбГАСУ и школой № 428 Приморского района заключили соглашение о сотрудничестве. На базе школы создали учебные курсы для старшеклассников, для развития их компетенций и подготовки к поступлению. К партнерской программе компании уже подключились Политехнический университет Петра Великого, Экономический университет, ЛЭТИ, ИТМО. В планах компании создавать образовательные кластеры с разным уклоном во всех своих строящихся школах.
— Основным нашим принципом стала забота о человеке, его потребностях, не только ежедневных, но и будущих, — добавила Александра Кваснюк. — Отсюда родилась наша лаборатория продукта, где постоянно замеряют индекс удовлетворенности наших жителей. Мы продумываем на начальном этапе все мельчайшие детали проекта, занимаемся созданием общественных пространств, наши садовники придумывают ландшафтные решения и подбирают растения для озеленения, а дизайнеры придумывают индивидуальные проекты для детских площадок и рекреационных зон, создают образы входных групп и МОПов.
Больше школ, хороших и разных
Городская АИП включает все больше объектов, которые дополнительно проектируется на перспективу. Как подытожил Игорь Креславский, через несколько лет город сможет выйти на плановое строительство и решить проблему дефицита «социалки» окончательно.
— Перед нами стоит задача синхронизации строительства: к вводу жилья социальная инфраструктура должна быть построена, — добавил он. — Пока ни о каком сокращении мест из-за возможной предстоящей демографической ямы речи не идет и еще много чего надо построить.
Константин Панкратьев тоже сказал, что демографической ямы опасаться рано — пока в регионе еще стоит проблема второй смены в школах, и губернатор поручил ее решить. Так что в планах только развивать строительство соцобъектов, есть планы на следующий год и далее.
— Мы со всеми застройщиками заключаем соглашение, где четко прописан график строительства жилых и социальных объектов, — добавил он. — Последние пять лет мы полностью синхронизируем новое строительство. Ранее за выдачу разрешений отвечали муниципальные власти, что породило некий дефицит сейчас, но, думаю, за несколько лет это постепенно выровняется.
СК «Дальпитерстрой» в ближайшие год-два начнет строительство еще трех детских садов на 440 мест каждый и одной школы на 2013 учащихся в Шушарах. Проекты проходят согласование в КГА. В Парголово в ближайшее время начнут проектировать еще один детсад на 260 мест. А в рамках развития земельных участков, на которые в 2022 году получены новые градпланы, построят ещё два детсада на 440 мест каждый и одну школу на 1550 учащихся.
Анна Романова, «Фонтанка.ру»
Фото: предоставлено пресс-службой Setl Group