Матвиенко заявила о необходимости реформы образования

Председатель Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко. Архивное фото

МАПУТУ (Мозамбик), 1 июн — РИА Новости. Интеграция России в Болонский процесс не состоялась, нужно выходить из этой системы, но не «уничтожать все дотла», стоит серьезнейшим образом пересмотреть содержание российского образования и провести его реформу, заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, отметив, что вернуться в советскую систему образования уже невозможно.

Ранее в Минобрнауки заявили, что Россия намерена отказаться от Болонской системы и будет разрабатывать собственную модель высшего образования.»Мы забыли завет Петра I, который в свое время сказал, что не надо копировать все то, что делается в Европе. Далеко не все для нас приемлемо. Нужно брать только то лучшее, что полезно для нашего отечества. Сегодня можно сказать, что интеграция, присоединение к Болонскому процессу не состоялось. Вопреки всем обещаниям Запада, опорная интеграция наших университетов, научных центров — ничего этого не произошло», — сказала Матвиенко журналистам.

По ее словам, сохранилась дискриминация российских дипломов и научных степеней, «мы потеряли все это лучшее, что было в нашей системе образования, и ничего не обрели полезного для России». Спикер СФ отметила, что российское образование отличалось своим фундаментом и тщательной подготовкой высококвалифицированных профессионалов.

«Мы, к сожалению, это потеряли. Поэтому дискуссия выходить из Болонского процесса или оставаться — она обоснована. Если бы вы спросили меня, я бы сказала, что, на мой взгляд, надо выходить, но это не значит, что сейчас мы должны все уничтожить дотла. Ни в коем случае, нельзя сейчас поддаваться эмоциям, отвечая на появившиеся веяния», — отметила Матвиенко.

«Безусловно, выход из Болонского процесса должен сопровождаться серьезной реформой отечественного образования… Здесь спешка неуместна, нужна широкая дискуссия с научным сообществом, с ректорским сообществом, и выработка плана пошаговых действий. Не надо сейчас быстро-быстро, так, для галочки. При этом нельзя взять и быстро вернуться в ту советскую систему. Это уже невозможно. За эти десятилетия многое изменилось, мир изменился и мы изменились. Поэтому (нужно — ред.) сохранить все то хорошее, чем гордилась наша система образования, но предложить содержательную форму. Надо серьезнейшим образом пересмотреть содержание нашего образования», — заключила она.

Болонская система предусматривает двухуровневую систему образования: бакалавриат и магистратура. Российская система образования, кроме этих уровней, предусматривает подготовку кадров по уровню специалитета с нормативным сроком освоения образовательных программ 5-6 лет. С 2024 года вступает в силу новый перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, который продолжил тенденцию приоритетности обучения в рамках специалитета и реализации образовательных программ длинного цикла (5-6 лет) при уменьшении программ бакалавриата и магистратуры и увеличении количества специальностей соответственно. В прежнем перечне программ бакалавриата было 186, а в новом перечне — 154. Специальностей было 125, стало 124.

Матвиенко заявила о необходимости реформы образования