31 октября 2023, 20:03543

обсудить

Дом с большим окном. Сколько света должно быть в петербургской квартире и как это обеспечить

Фото: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»Поделиться

Обеспечить достаточное количество света в петербургском жилье всегда было непростой задачей, так как в городе этого света в принципе немного. Даже четкое соблюдение норм не гарантирует того, что внутри квартиры будет светло. На коэффициент освещенности и инсоляцию влияет множество факторов, а нормы советского времени некоторые уже считают устаревшими. Сегодня при строительстве новых домов все чаще делают акцент на всевозможных способах добавить света в квартире или местах общего пользования.

Правила для света

Требования к инсоляции в жилых домах можно увидеть в СанПиН. Как рассказал руководитель направления разработки продукта ГК «А101» в Санкт-Петербурге Булат Мирзаханов, Санкт-Петербург относится к северной зоне, он расположен выше 58-й широты, и по СанПиН в этой зоне непрерывного прямого солнечного света в квартирах должно быть не менее 2,5 часа. Если свет все же прерывается, что допустимо, то длительность инсоляции должна быть 3,5 часа.

— Впрочем, на нормы влияет множество разных факторов, — добавил он. — Например, четырехкомнатной квартире нужно, чтобы как минимум две жилые комнаты получали необходимую инсоляцию, в квартирах меньше — достаточно, чтобы «нормативный» свет был в одной из комнат.

По словам начальника отдела продаж «Отделстроя» Николая Гражданкина, по нормам инсоляции, которые существуют еще с советских времен, хотя бы одно жилое помещение в квартире должно освещаться в течение двух часов в сутки. То есть в однокомнатной квартире окна не могут выходить на север, в двух- и трехкомнатной достаточно, чтобы хотя бы одна комната смотрела на юг, восток или запад — главное, не на север.

— Насколько я знаю, эти нормы в нашей стране были введены для борьбы с туберкулезом, — пояснил эксперт. — Согласно исследованиям, туберкулезная палочка погибала под воздействием солнечного света. К слову, в Европе и Америке таких норм не было и нет. Поэтому у них и квартиры целиком могут быть окнами на север, и строить дома можно впритык друг к другу — так, чтобы солнечный свет не попадал. И у нас до революции тоже строили дома-колодцы, так как требований по инсоляции не было.

Наталья Кукушкина, руководитель группы маркетинга компании ЦДС, пояснила, что коэффициент естественного освещения помещений в Петербурге регулирует длину комнаты. Согласно ему помещение должно более или менее равномерно освещаться солнцем. Это не дает строить комнаты-«вагоны». В южных городах дома строятся по другим нормативам, чтобы, наоборот, избегать естественного света.

— Эти требования должны учитываться на самом первом этапе проектирования, когда застройщик размышляет над расположением корпусов на участке, — говорит Кукушкина. — От уровня их возможной инсоляции будет зависеть, сколько в доме будет студий, однокомнатных или трехкомнатных квартир. Если об этом не подумать заранее, то на этапе работы с квартирографией придется делать квартиры большой площади или нестандартной формы, чтобы «добрать» нужное время по инсоляции того или иного помещения. Это создает риск получить не до конца продуманный продукт.

Как пояснил заместитель директора СК «Дальпитерстрой» по проектированию, архитектор Сергей Тирских, требования к инсоляции одинаковые и в новостройках, и в «старом» Петербурге. Понятие «Инсоляция» как обязательное требование появилось совсем недавно, во второй половине 20-го века, в СССР, и основной задачей обязательной «Инсоляции помещения» было «убийство» солнечными лучами туберкулезной палочки на подоконнике жилого помещения.

— Правда, в инсоляционном графике не учитывается целых полгода, когда в Петербурге солнце ходит низко и никакой инсоляции не обеспечивается, — уточнил эксперт. — Это нормативное требование, оставшееся с советских времен, не совсем соответствует современным потребностям строительства жилья. К слову, за рубежом понятия «инсоляция» в строительстве нет вообще, большее значение там имеет нормативная освещенность помещений. В нашем северо-западном регионе солнца, как правило, не хватает, поэтому скорее надо говорить об достаточной освещенности помещений, чем об инсоляции.

Есть огромное количество уточнений и коэффициентов, в зависимости от комнатности квартир и их ориентации по сторонам света, — отметил Сергей Софронов, коммерческий директор ГК «ПСК». — Допускается и прерывистость облучения, с продлением общего периода инсоляции на 1 час. Кроме того, есть понятие естественной освещенности — освещение помещений светом неба, прямым или отраженным. Для него также рассчитывается коэффициент. Каждая квартира в доме должна соответствовать расчетным нормам.

Сценарии для новостроек

Уровень инсоляции в квартирах продумывается еще на этапе проектирования жилого комплекса, говорит Алексей Пятненков, и. о. вице-президента блока управления проектами GloraX. Так, проектировщики располагают здания относительно сторон света таким образом, чтобы увеличить уровень освещения в квартирах. Идеальный сценарий — когда одна комната ориентирована на восток, где восходит солнце, а другая — на запад, где оно заходит.

— Размер оконного проема, безусловно, напрямую влияет на уровень инсоляции, — подчеркнул он. — Сегодня застройщики стремятся увеличить размер оконных проемов — это могут быть, например, окна в пол. Окна с увеличенной площадью остекления, с подоконником высотой около 50 см чаще всего применяются в массовом сегменте.

— Сама форма дома и его расположение на плане, его ориентация по сторонам света, влияет на освещенность квартиры, — говорит Булат Мирзаханов. — На северную сторону дома свет от солнца попадает короткий промежуток времени, как правило, утром и вечером. Поэтому очень редко бывает, что квартира ориентирована полностью на север, а инсолируется по нормам.

Николай Гражданкин рассказал, что, желая увеличить инсоляцию, девелоперы, как правило, увеличивают размер светового проема.

— Благо сейчас технологии позволяют ставить большие непромерзающие окна (вплоть до окон в пол и окон от стены до стены), — пояснил он. — Часто выступающие балконы уменьшают инсоляцию в соседних помещениях — в таком случае могут и вовсе отказаться от балкона либо сделать его скошенным и т. п. Иногда уменьшают этажность отдельных секций, чтобы солнце проникало в квартиры, выходящие окнами во двор. Либо и вовсе не возводят стены на пути солнца — например, в П-образных домах стараются развернуть фасад «ножками» на юг. Сейчас еще в городе борются с этажностью. Это тоже увеличивает уровень освещенности. Есть еще и нормы и по освещенности детских и спортивных площадок, чтобы дети «солнце видели».

Сергей Тирских дополнил, что увеличить инсоляцию в новостройке можно, создавая такие планировочные условия по постановке зданий относительно сторон света, которые дают максимальное количество инсоляционных часов в жилых комнатах квартир или, например, детских садов и школ.

— Если окна ориентированы на юг, тогда, как правило, инсоляция значительно превышает нормативную. Это в идеале, — продолжил эксперт. — На практике же, следуя правилам и исходя из квартирографии, архитекторы размещают дома по меридиану, что обеспечивает инсоляцию с восточной и западной стороны. В этом случае квартиры могут быть односторонними, когда все окна выходят на одну сторону.

Сергей Софронов тоже привел ряд способов увеличить инсоляцию.

— Во-первых, увеличение оконных проемов, — говорит он. — Мы ставим большие окна в домах любого класса. В нашем проекте PLUS Пулковский будут окна под два метра в высоту, с минимальными горизонтальными отступами от углов и, как следствие, минимизацией угловой тени. Есть и такие решения, как угловое остекление, — окно начинается на одном фасаде, а заканчивается на другом. И при этом оно не единственное в комнате. В студиях спроектировали по два окна, вместо традиционного одного, а балконное остекление сделали с меньшей площадью рам. В общем, чем больше площадь остекления, тем больше света в единицу времени. Во-вторых, то или иное расположение домов на участке и их геометрия позволяют увеличивать протяженность освещенных как можно дольше в течение дня фасадов. В-третьих, мы увеличиваем количество двух- и даже трехсторонних квартир, благодаря чему нормы по инсоляции удается превышать в два раза или даже больше. Есть и другие решения. Например, в премиальном комплексе «Северная корона» в апартаментах на последнем этаже есть зенитные фонари, которые дают естественное освещение целый день.

— Увеличить инсоляцию помогает тонкий профиль в оконных конструкциях, небольшое количество створок с «перегородками», — говорит Ольга Трошева, директор Консалтингового центра «Петербургская Недвижимость» (Setl Group). — Конечно, чем больше окна, тем больше солнечного света попадает в квартиру. Например, на верхних этажах большинства проектов высокого комфорт-класса у Setl Group располагаются квартиры High Flat с высотой потолков от 3 до 5,5 метра и увеличенными оконными проемами. Также Setl Group использует энергосберегающее остекление, чтобы защитить рабочую зону в комнате от бликов и не допустить перегрева квартиры в летнее время, а зимой, наоборот, сохранить тепло. Свою роль в увеличении инсоляции играет и отделка: светлая отделка в теплых тонах визуально увеличит пространство комнаты.

Наталья Кукушкина рассказала, что бóльшая часть квартир в секции проектируется на основании стратегии застройщика, но часть площади занимают вынужденные планировки, когда по нормативам в определенной части дома можно разместить только конкретную квартиру. В связи с этим застройщики больше любят так называемые меридиональные секции, которые расположены с севера на юг. В них можно разместить наибольшее количество квартир за счет того, что все они будут хорошо инсолированы. В радиальных же секциях, расположенных с востока на запад, появляется фронт квартир, выходящих окнами на север, где уровень инсоляции традиционно низкий. В связи с этим застройщику придется предусматривать там квартиры больших площадей. В целом задача проектировщика заключается в том, чтобы выдержать баланс разных типов квартир, работая с расстановкой секций на участке.

Влияние окружения

Плотная и высотная застройка сама по себе не означает, что с освещенностью квартир будут проблемы — но, как отметил Сергей Софронов, стоит помнить про невозможность не соблюсти нормы, да и перевыполнить требования тоже в целом можно.

— В отдельно стоящих высоких домах, например, освещенность будет отличная, — добавил он. — Если рядом стоят другие высотные, то освещенность зависит от их взаимного расположения. В проектах с многочисленными рядом стоящими домами повысить освещенность и инсоляцию позволяет невысокая этажность. Особенно это будет заметно зимой, когда угол подъема солнца меньше. Поэтому в проектах с мало- и среднеэтажной застройкой даже первые этажи меньше попадают в тень.

Алексей Пятненков считает, что плотность застройки, окружение, а также этажность напрямую влияют на уровень освещения в квартире. При проектировании застройщики располагают дома таким образом, чтобы не перекрывать солнечный свет для одного корпуса другим. Как правило, если участок правильной формы, то застройщики выбирают расположение корпусов по периметру, в результате чего дома формируют закрытый двор. При этом часто сами дома — с переменной этажностью, где угловые секции проектируются высотными, а секции по периметру — более низкой этажности. В этом случае инсоляционные характеристики соответствуют нормам. Что касается этажности, то, по мнению эксперта, чем она выше, тем лучше инсоляция и видовые характеристики, конечно, при условии, если рядом нет построек аналогичной этажности.

— Например, если рядом с жилым комплексом уже расположена высотная застройка, то уровень инсоляции, конечно, будет ниже, — добавил он. — Если будущее жилье не соответствует нормам инсоляции в полной мере, то вместо квартир там, скорее всего, появятся апартаменты. На рынке недвижимости известны случаи, когда в составе жилых домов часть помещений являются апартаментами именно потому, что они не соответствуют нормам по инсоляции. А в жилых комплексах, где часть лотов являются апартаментами, они преимущественно располагаются именно на нижних этажах.

— Если взять старый Петербург, в частности дворы-колодцы, становится понятно, что там нормы современной инсоляции неприменимы в принципе, особенно это касается первых этажей, которые не имеют солнечных лучей и не инсолируются вовсе, — говорит Сергей Тирских. — Сейчас таких дворов-колодцев не строят. При застройке делаются специальные расчеты, инсоляционные графики, которые позволяют соблюсти нормы инсоляции даже при достаточно плотной застройке. И если есть затеняющее влияние соседних зданий, то нужно менять планировку квартир, или этажность, или ориентацию дома, или плотность застройки. Это все взаимосвязанные вещи.

По словам эксперта, если с одной стороны дома есть какое-то плоскостное сооружение — школа, детский сад, набережная, широкая улица и т. д. — это, безусловно, хорошо с точки зрения инсоляции и освещенности. Если же здания стоят плотно, то и то и другое довольно сложно обеспечить, и этом случае иногда применяют такие приемы, как окраска фасадов в светлые тона, чтобы световой поток отражался от стен и проникал в квартиры на противоположной стороне.

— Бывают такие ситуации, когда окружающие дома не позволяют части квартир инсолироваться достаточное время, — дополнил Булат Мирзаханов. — Эту норму обойти никак нельзя, поэтому девелоперы переводят такие лоты в нежилые помещения и они становятся, например, апартаментами.

Также эксперт напомнил, что на инсоляцию влияют фасадные решения самого дома, вплоть до ширины профиля у окна или, например, насколько окно глубоко «утоплено» в фасад. Кроме того, инсоляция рассчитывается по-разному для комнаты с окном и комнаты с балконом.

— На освещенность влияет затенение фасада рядом стоящими зданиями и корпусами, а также теневые углы оконных проемов, — продолжил Сергей Софронов. — Не соблюсти нормы по инсоляции невозможно — в таком случае проект не пройдет экспертизу и не получит разрешение на строительство. Там, где бывает действительно сложно, например при реконструкции дореволюционной застройки, допускается отхождение от норм для нового строительства, поскольку физически невозможно изменить параметры здания (или соседних), которое строилось тогда, когда понятия «инсоляция» еще не существовало.

Больше света

Булат Мирзаханов разделил два понятия: инсоляция и коэффициент естественного освещения (КЕО). Первое — это длительность освещения квартиры прямыми солнечными лучами, этот параметр увеличить никак нельзя. Но повысить КЕО в квартире, по его словам, можно. Свет хорошо отражается от белых поверхностей, поэтому достаточно использовать светлые тона в интерьере. Архитекторы же для повышения КЕО делают фасад дома более светлым, чтобы больше света попадало в квартиры соседних домов.

— В современных проектах девелоперы применяют энергоэффективные системы искусственного освещения, — говорит он. — Важны при этом не только показатели экономии, но и особенности температуры света. Например, в Скандинавских странах, где, как и в Петербурге, солнечных дней заметно меньше, чем пасмурных, есть стандарт: освещать все общественные помещения, подъезды домов, кафе, библиотеки лампочками с теплым спектром света.

Сергей Софронов рассказал, что в старом фонде вопрос решается заменой окон, у которых площадь рам меньше, а остекления больше. В новостройках площадь остекления постепенно увеличивается, если оценивать среднее соотношение по проектам в течение последних лет.

— Искусственно создать ощущение более светлой квартиры можно, если применить определенные дизайнерские решения, — говорит Алексей Пятненков. — Так, например, рекомендуется использовать светлые тона в отделке: белый, светло-бежевый и т. п. Мебель также лучше выбирать светлых оттенков. Самый простой способ увеличить количество света в квартире — использование зеркал, расположенных напротив окон. Кроме того, важно правильно организовать искусственное освещение — оно должно быть многоуровневым.

— Чтобы добавить освещенности в квартире, сегодня существует масса осветительных приборов и технических решений, но это, скорее, вопрос дизайна и комфорта конкретных помещений, — подытожил Сергей Тирских. — Если говорить о территории, то, во-первых, сам дом является источником освещения, и часто делают подсветку дома, акцентируя светом входные группы. Многие застройщики делают фасадное освещение, из ландшафтных приемов — существуют светильники торшерного типа и, конечно, фонари — высокие, освещающие проезжую часть, и низкие, освещающие тротуары и площадки. Есть «низкое» освещение — подсветка дорожек, лестниц и ступеней. В общем, решений великое множество, и какие из них применить — решают архитекторы и дизайнеры применительно к своим проектам.

Фото: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»