Дизайн детской комнаты: варианты конструкционного обустройства, предпочтительная цветовая гамма, способы освещения и правильное размещение игрушек.
Подготовка комнаты к рождению малыша — занятие увлекательное. Но не такое простое, как кажется. Ведь речь идет не только о красоте и безопасности. Комната вашего малыша должна быть продумана до мельчайших деталей — так, чтобы ему было там психологически комфортно.
Посмотрите налево, посмотрите направо…
Вариантов обустройства детской комнаты так много, что родители иногда просто теряются в выборе. Ведь все понимают, что совершенно недостаточно того, чтобы комната поражала гостей богатством или оригинальностью интерьера и тешила родительское самолюбие. Она должна нравиться и быть полезной прежде всего самому ребенку.
Малыш с самого рождения адекватно воспринимает окружающее и различает предметы. И из всего, что он видит, ему больше всего нравится человеческое лицо. Ребенок может довольно долго и сосредоточенно смотреть на вас и даже следить за вашими глазами. Еще внимание ребенка привлекают достаточно крупные рисунки на одноцветном фоне, а вот к повторяющимся орнаментам он совершенно равнодушен. Более того, пестрые мелкие рисунки могут раздражать — даже самых маленьких.
Что можно сделать?
Конечно, вы подолгу разговариваете с малышом, наклонив к нему лицо и демонстрируя свои самые нежные чувства. Но попробуйте еще и нарисовать веселые лица и подвесить их на расстоянии 40-50 см от глаз ребенка. Такие картинки способны развлечь, тем более что их можно менять, когда почувствуете, что один «человек» уже утомил и пора познакомиться со следующим.
Очень хорошо, если стены в комнате однотонные или имеют не ярко выраженный и не бросающийся в глаза рисунок. На однотонные можно вешать рисунки, которые ребенок оценит, совершая прогулку у вас на руках. Большого количества предметов в детской стоит избегать, чтобы не перегружать внимание, но новые вещи (или старые — но на новом месте) должны время от времени появляться. Ребенок растет, и для развития ему необходимы новые впечатления.
Укромный уголок
Что чувствует малыш, когда он только-только появился на свет? Узнать наверняка это невозможно, но ясно: разница между тем, где он был совсем недавно, и тем, куда попал, — огромна. Мир больших людей может показаться пугающим. Ведь для крохотного ребенка собственная кроватка — то же самое, что для нас целая комната. И именно потом малыши так любят быть на руках у взрослого — это возвращает им ощущение надежности и комфорта. И, наверное, потому любят строить себе домики — из подушек, коробок или просто под столом. Но это немного позже — когда ребенок чуть подрастет. Пока же он еще мал, нам надо самим позаботиться о создании пространства, дающего ощущение стабильности и безопасности.
Что можно сделать?
Люлька, которая веками служила младенцам всех народов, была вытеснена детской кроваткой и временно забыта. Но сейчас врачи и психологи единодушны: для ребенка первых месяцев жизни люлька — более естественная среда обитания. Ограниченное пространство и тихое раскачивание помогают привыкнуть к окружающем миру постепенно, без лишних стрессов. Такую же добрую службу сослужит и манеж, которым можно пользоваться уже с двух месяцев, выкладывая ребенка туда на время бодрствования. Сначала малыш проводит в «зоне отдыха» буквально несколько минут, а потом уже и сам определяет, сколько по времени ему заниматься самостоятельными делами. Вы это увидите… и, конечно, услышите.
Спальня, она же столовая
Дети первых недель жизни очень любят поспать — и предаются этому занятию большую часть дня. Их сон бывает глубоким и безмятежным или поверхностным и беспокойным — совсем как у взрослых. И, совсем как взрослые, дети переживают во сне проблемы дня, которых у младенца предостаточно — болит животик, пугают незнакомые шумы, приходят новые люди, а мама, наоборот, иногда уходит. И хотя все дети изначально по-разному реагируют на окружающую обстановку (это зависит от врожденных особенностей), место, где ребенок спит, должно быть тихим и спокойным. Еще более внимательно стоит отнестись к тому, в каких условиях ребенок ест. Ведь для малыша еда — это не просто получение пищи. Это процесс эмоционального общения с мамой. Посмотрите, как меняется выражение лица у крохи, когда он сначала плачет от голода, а потом оказывается у груди. Растерянность, непонимание и даже ужас сменяются сначала радостью («Вот оно — спасение!»), а потом и полным блаженством, описать которое словами просто невозможно. А потому желательно, чтобы и взрослые отнеслись к процессу кормления с должным вниманием и уважением.
Что можно сделать?
Если у ребенка есть своя комната, то кормить его стоит там же. Не поддавайтесь искушению посмотреть в это время телевизор или почитать книгу. Дети очень не любят, когда им мешают во время такого интимного процесса, некоторые могут даже перестать есть, если, например, мама разговаривает по телефону или с пришедшими гостями. Так что даже самых настойчивых друзей и родственников без колебаний просите остаться за дверью.
Если же у вас детский уголок, а не комната, постарайтесь, чтобы он располагался как можно дальше от источников шума (телевизоров, радио) и был как-то отделен от общего помещения (например, ширмой или балдахином на кроватке). Соблюдать абсолютную тишину во время сна в таких случаях, как правило, не получается. Но в абсолютной тишине большой необходимости и нет — важно лишь, чтобы не было громкой музыки, ремонтных работ или разговоров на повышенных тонах. Что касается кормления, то постарайтесь все же на это время уединяться с ребенком. Это важно для детей первых трех-четырех месяцев даже в том случае, если вы кормите его из бутылочки.
4 правила дизайнера
- При обустройстве интерьера детской комнаты не стоит ставить своей целью создание роскошной обстановки. Главное, чтобы малышу было в комнате психологически комфортно.
- Не используйте обилие ярких цветов, пестрых рисунков и эффектных красочных аксессуаров. Они будут перегружать зрение и внимание малыша, а это совершенно ни к чему.
- Для детских апартаментов постарайтесь выбрать светлое помещение. Естественный свет, падающий из окон, очень важен для гармоничного развития малыша. При этом стоит помнить, что излишек чересчур ярких лучей нежелателен.
- Обращайте внимание на пожелания самого малыша. Выяснить, почему ему некомфортно в том или ином интерьере, бывает непросто: на этот счет существует масса самых различных теорий. Разумнее попробовать просто изменить что-либо в дизайне помещения.
Свет и тень
Конечно, детская комната должна быть достаточно светлой. Причем лучше, если это будет естественный солнечный свет, попадающий в комнату из окон, ведь под его воздействием организм вырабатывает вещества, способствующие хорошему, жизнерадостному настроению. Солнце заряжает нас энергией и, кроме того, способствует нормализации ритмов сна — бодрствования. Дети, с младенчества занимающие хорошо освещаемые апартаменты, спокойны, покладисты и имеют отличный аппетит. Конечно, излишек ярких лучей (как и излишек абсолютно всего) нежелателен, но все же дневное время дети должны проводить в достаточно светлой обстановке. Что же касается времени ночного, то нельзя однозначно сказать, нужна ли ребенку абсолютная темнота или же ему будет лучше при слабом свете ночника. Большинство родителей сначала оставляют небольшие светильники для своего удобства — так быстрее можно сориентироваться, когда ребенок плачет, и, соответственно, быстрее устранить причины, вызывающие плач. А потом, когда ребенок просыпается не так часто, ночной светильник вроде бы и не нужен. Но не все малыши согласны с этим — очень многие засыпают гораздо лучше, если комната слегка освещена. И тут тоже видны индивидуальные особенности — дети со слабым типом нервной системы (меланхолики) вообще не приемлют полной темноты. Она их пугает, лишает чувства безопасности, причем эта боязнь может сохраняться на протяжении нескольких лет. Другие же дети, чья нервная система более устойчива, совершенно не возражают против полной темноты и не пугаются, когда просыпаются среди ночи.
Что можно сделать?
Отрегулируйте дневное и ночное освещение в течение первых недель жизни — так, чтобы вы и ребенок чувствовали комфорт. Считается, что маленькие дети не любят мелких статических рисунков — потому жалюзи не являются наилучшим вариантом для окон детской. Куда более предпочтительны плотные (сейчас есть даже специальные ненагревающиеся) шторы с приятным, достаточно крупным рисунком.
Ночью попробуйте разные варианты. Если проблем не возникает и ребенок спит совершенно спокойно, не просыпаясь до утра, — вам повезло. Если же вы чувствуете его беспокойство, когда он, проснувшись в кромешной тьме, просто не может понять происходящее, оставьте ему «поддержку» в виде симпатичного маленького светильника.
Есть родители, которые считают, что ребенка нужно обязательно приучить не бояться темноты. Иногда это отнимает так много сил, нервов (как детей, так и взрослых), что надо признать — это совершенно ни к чему. Иногда же такое стремление сделать из ребенка бесстрашного спартанца может вообще привести к проблемам — повышает его общую тревожность. Кстати, все это касается не только самых маленьких. Если ребенка в возрасте трех или даже пяти лет слишком категорично и жестко приучать к бесстрашию, то результат получается прямо противоположный: дневные и ночные страхи, тревожность и даже энурез — ночное недержание мочи.
А я против!
На двухмесячный юбилей Маше подарили игрушку — мобиль с замечательным музыкальным сопровождением. Маша радостно махала ручками, пока игрушку крепили к кроватке, смотрела минуту, прислушивалась, а потом… громко расплакалась. Игрушку убрали и предложили ее Маше на следующий день. Результат — тот же. И через день, и через два малышка реагировала на мобиль негативно. А потом старшая сестра случайно сломала музыкальный механизм и — случилось чудо: Маша стала играть и оценила наконец подарок по достоинству. Чем ее не устраивала мелодия — неизвестно, но и сейчас, когда Маше четыре года, если она слышит ту самую мелодию, то выключает телевизор или радио.
Это вам не игрушки!
То есть это как раз игрушки — то, что для детей всех времен и народов является самым необходимым и важным предметом. Все они окружают ребенка с раннего детства и помогают узнать мир. Малыш смотрит, трогает, кусает, облизывает и нюхает, а позже — подбрасывает, стучит и выковыривает. И все эти сложные манипуляции очень важны для маленького исследователя — он узнает мир во всех его красках, звуках и ощущениях. Кроме того, ребенок учится подчинять себе предметы, использовать их в своих целях, и первое, с чем это ему удается сделать, — игрушка.
Что можно сделать?
Поселить в комнате или детском уголке игрушки, разные по форме, материалу, весу, звучанию и т. д. И не волнуйтесь, если всех их поначалу малыш изучает одинаково — пробует «на зуб» — это тоже входит в программу исследования. Со временем у малыша будут свои предпочтения и появятся любимцы среди игрушек. Помните, что взрослые тоже должны к ним относиться уважительно — не выбрасывать их, даже если вам кажется, что они совсем потеряли вид.
Количество игрушек зависит от индивидуальных предпочтений, которые проявляются довольно рано. Одному достаточно играть с двумя-тремя: малыш подолгу рассматривает их, не выпуская из рук, а другому необходимо, чтобы его окружало множество звенящих, шумящих и ярких предметов, которые он, как сеятель, щедрой рукой разбрасывает по всему дому.
Иногда родители сталкиваются с тем, что игрушки надоедают и уже не привлекают внимания ребенка. Конечно, можно купить и новые. А можно вспомнить старую мудрость: новое — это хорошо забытое старое. Разделите игрушки на три части, две уберите подальше, чтобы малыш их забыл, а через пару недель предложите ребенку вновь. Радость будет просто неописуемая.
Светлана Иевлева
Психолог
Статья предоставлена журналом