Левашовский хлебозаводФото: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру» Поделиться
— Каждый такой уникальный объект — это всегда будет и есть индивидуальный случай, всё зависит от того, что именно охраняется, в каком состоянии находится объект и т. д., — уточнил Тиктинский. — При этом Левашовский хлебозавод мог бы оказаться в той ситуации, когда охранный статус «играет против» здания. Такие примеры действительно есть, они в Петербурге на слуху. Но дело не в охранном статусе как таковом, а в том, не злоупотребляют ли им борцы за наследие. Властям города нередко приходится идти на поводу у активистов, протестующих против передачи объектов частным инвесторам, в результате проекты не реализуются, а другие взамен не появляются. Отказавшись от реализации инвестпроектов, город до сих пор так и не придумал, как дальше этими памятниками распорядиться.
— Если объект с точки зрения обязательств по охране достаточно «тяжелый», то не надо за него просить деньги — может, государству стоит самому доплатить или отдать его за рубль с условием сохранения, — считает Евгений Герасимов. — Пока же в нашем городе чаще получается, что государство как собака на сене — само не сохраняет, но хочет и денег заработать, и объект сохранить за чей-то счет.
Никита Явейн подчеркнул, что речь в списке советских объектов идет не о признании памятниками, а именно об охранном статусе.
— Памятники — это тяжелая категория, работа с ними требует административных и финансовых усилий, и вряд ли целесообразно, например, весь сталинский ампир относить к этой категории, — пояснил он. — Это огромные расходы и сложности в содержании. В подобных зданиях не столько важна внутренняя планировка и дворовые фасады, сколько важна их функция формирования улиц без «дырок», нужно, чтобы они «держали» градостроительную планировку. И в таком качестве к ним и стоит относиться.
Поскольку критерии оценки советского наследия пока только формируются, ситуация получается «неидеальной» в обе стороны. С одной стороны, знаковые советские объекты, которые, казалось бы, в первую очередь необходимо сохранить, всё равно могут быть снесены. Например, город потерял СКК, но в связи с изменившимися обстоятельствами новая ледовая арена, ради которой его снесли, в нынешних условиях надолго теряет актуальность.
СКК перед сносомФото: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру» Поделиться
В то же время, есть объекты, которые и с точки зрения КГИОП не представляют большой ценности, и в список архитекторы их не включили, поэтому инвесторы спокойно приступают к работе там — например, так произошло с уже находящимся в частных руках зданием ВНИИБ. Но именно интерес инвесторов пробудил активность общественности, которая теперь настаивает на присвоении таким объектам охранного статуса. В результате подобные объекты надолго выпадают из инвестоборота, постепенно приходя в депрессивное состояние. Это невыгодно ни властям, ни инвесторам, ни местным жителям, — убеждены эксперты.
Или, например, КГИОП отказался включать в реестр объектов культурного наследия здание медсанчасти на улице Одоевского — решение несколько раз оспорили, и буквально на днях активисты всё же выиграли суд. Теперь желающий снести здание собственник этого сделать не сможет.
Медсанчасть на ул. ОдоевскогоФото: citywalls.ru Поделиться
Другой пример — взять завод «Красный треугольник», которому даже статус памятника промышленной архитектуры пока никак не помогает. На территорию спокойно проникают вандалы и мародёры, которые спиливают опорные металлоконструкции. А в феврале этого года часть кирпичной кладки обрушилась на людей и автомобили. У корпусов завода множество собственников, в том числе и город. Бесконечные разговоры о редевелопменте и разработке единой концепции развития «Треугольника» никуда не привели, а угроза дальнейшего обрушения сохраняется.
«Красный треугольник» (январь 2021)Фото: Павел Каравашкин / «Фонтанка.ру» Поделиться
Пока государство, инвесторы и активные жители города пытаются найти баланс и ведут бесконечные суды, на карте города остается всё так же много зданий с неясной судьбой. Даже наличие заинтересованного инвестора не гарантирует, что его проект воплотится, так как в городе правила игры с бизнесом нередко меняются уже в процессе.
Какие еще советские объекты возьмут под охрану, что будет со зданиями сталинского ампира и со знаковыми объектами за пределами списка, увидим со временем — очередное заседание рабочей группы по списку советских зданий планируется в середине апреля 2022 года.
Анна Романова, «Фонтанка.ру»
Фото: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»Речной вокзалФото: citywalls.ruАэропорт ПулковоФото: citywalls.ruВНИИБФото: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»ЛенгипроводхозФото: citywalls.ruБКЗ «Октябрьский»Фото: citywalls.ruВодонапорная башня Канатного цехаФото: citywalls.ruЛевашовский хлебозаводФото: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»СКК перед сносомФото: Михаил Огнев / «Фонтанка.ру»Медсанчасть на ул. ОдоевскогоФото: citywalls.ru«Красный треугольник» (январь 2021)Фото: Павел Каравашкин / «Фонтанка.ру»